Борьба с финансированием терроризма

КТУ ООН-КТЦ ООН полны решимости оказывать содействие всем заинтересованным государствам-членам в наращивании их национального и регионального потенциала по борьбе с финансированием терроризма.

Новые подходы к решению проблемы финансирования терроризма

Национальные обязательства по борьбе с финансированием терроризма изложены в существующих международных рамочных документах. В связи с отмечаемым в последние годы усилением террористической угрозы и одновременной эволюцией типологий финансирования терроризма Совет Безопасности принял дополнительные резолюции, часто на основании главы VII, в целях борьбы с новыми способами финансирования терроризма, предусматривающие, в том числе, выявление связей между террористами и организованными преступными группами и решение проблемы похищения людей с целью получения выкупа как способа получения финансов. В резолюции 2462 (2019) Совет Безопасности выразил озабоченность в связи с потоками финансовых средств, направляемых террористам, и указал на необходимость пресечения всех форм финансирования терроризма.

В целях повышения эффективности усилий по борьбе с финансированием терроризма страны должны активнее обмениваться информацией служб финансовой разведки и повышать уровень координации между государственным и частным секторами. Кроме того, органы финансового регулирования государственного сектора и регулируемые и частично регулируемые субъекты частного сектора, включая банки, часто располагают информацией, которая может представлять интерес для других сторон в случае ее своевременной передачи по надежным каналам. Повышение эффективности целевых финансовых санкций и других обязательных мер Группы разработки финансовых мер (ФАТФ) должно подкрепляться оценкой рисков и выявлением типологий, более широким обменом разведывательными данными и налаживаем более эффективного сотрудничества между государственным и частным секторами. Необходимо также обеспечить полное соблюдение международных стандартов в области прав человека и решение вопросов, связанных с обеспечением надлежащей правовой процедуры.

В этой связи в рамках проекта КТЦ ООН по борьбе с финансированием терроризма государствам-членам оказывается помощь, которая выходит за рамки разъяснения требований, касающихся замораживания активов, и уделяется особое внимание повышению эффективности мер по замораживанию активов за счет приоритизации практических задач в рамках борьбы с финансированием терроризма посредством учета выявленных рисков, данных финансовой разведки в контртеррористических мероприятиях по линии противодействия финансированию терроризма и содействия развитию сотрудничества между государственным и частным секторами, что приносит пользу государствам-членам в контексте предпринимаемых ими более широких усилий по выполнению других рекомендаций ФАТФ и укреплению их финансового сектора.

Мандат Проекта

Совет Безопасности неоднократно рассматривал вопрос о борьбе с финансированием терроризма. В частности, эта проблема рассматривается в резолюции 2133 (2014) о похищении людей и захвате заложников террористами, в резолюции 2178 (2014) о пресечении потока иностранных боевиков-террористов, финансировании и оказании другой поддержке террористическим группам в Ираке и Сирии, в резолюции 2195 (2014) о недопущении извлечения террористами выгоды из транснациональной организованной преступности, а также в резолюции 2199 (2015), направленной на предотвращение получения террористическими группами в Ираке и Сирии выгод от торговли нефтью, антиквариатом и заложниками, а также от получения пожертвований.

В резолюции 2253 (2015) Совета Безопасности Совет расширил набор санкций и предусмотрел более жесткие санкционные меры в отношении «Аль-Каиды», сделав особый упор на ИГИЛ, и наметил усилия по ликвидации ее каналов финансирования и поддержки. Меняющийся характер угрозы, которую представляет ИГИЛ, нашел дополнительное отражение в резолюции 2331 (2016), которая направлена на пресечение использования в качестве источника финансирования терроризма доходов от торговли людьми и актов сексуального и гендерного насилия, в резолюции 2347 (2017) о предупреждении и пресечении незаконной торговли и незаконного оборота культурных ценностей, появившихся в обороте в контексте вооруженных конфликтов, особенно через посредство террористических групп, в том числе путем запрещения трансграничной торговли такими незаконным образом полученными предметами.

Резолюция 2462 (2019) Совета Безопасности

Глобальная контртеррористическая стратегия Организации Объединенных Наций

Проектная деятельность

КТЦ ООН организует для заинтересованных государств-членов семинары по различным темам, относящимся к наращиванию потенциала, в целях укрепления потенциала национальных органов власти для повышения эффективности их работы по пресечению финансирования терроризма.

КТЦ ООН тесно координирует свою работу с ИДКТК и УНП ООН по оказанию помощи в наращивании потенциала в области БФТ.

Эффективность Проекта

В 2018 и 2019 годах благодаря усилиям КТЦ ООН в Тунисе был принять и реализован указ, который позволил стране идентифицировать лица и структуры, связанные с терроризмом. Кроме того, КТЦ ООН также помог разработать Группе стран востока и юга Африки по борьбе с отмыванием денег (ЕСААМЛГ) региональный оперативный план по борьбе с финансированием терроризма, который в сентябре 2018 года был успешно принят в странах ЕСААМЛГ на министерском уровне и позволил этой региональной организации выполнить одно из ключевых требований ФАТФ.

Глобальная контртеррористическая стратегия ООН

8 сентября 2006 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла консенсусом Глобальную контртеррористическую стратегию Организации Объединенных Наций. Стратегия является уникальным глобальным инструментом для наращивания национальных, региональных и международных усилий по борьбе с терроризмом. Генеральная Ассамблея проводит обзор Стратегии раз в два года, что делает ее живым документом, в котором учитываются приоритеты государств-членов в области борьбы с терроризмом.